Фильм? Снимаем!

Съемка игрового фильмаСъемка игрового кино – чрезвычайно увлекательный процесс. Однако все мы знаем, как снимаются голливудские (и прочие) блокбастеры – осваиваются многомиллионные бюджеты, работа над фильмом длится порой годы, в ней участвуют сотни, а бывает, и тысячи людей. Конечно, мы с вами по разным причинам вряд ли когда-нибудь осуществим подобный проект. В первую очередь потому, что никто не хочет давать деньги под такие проекты, а предлагают лишь следующее – вы сначала снимите, а уж если на нем можно будет сделать какие-то деньги (улавливаете, в чем суть?) – мы у вас кино купим. Даже российские режиссеры с именем выбивают деньги под свои проекты с огромным трудом. Под какие проекты? Обычно довольно низкосортные, ориентированные в первую очередь на коммерцию и прибыль, а не на искусство.

В общем, ситуация тупиковая. Что же теперь – отказаться от своей мечты снять некоммерческое, человеческое кино «для души», сняться в таком кино или написать сценарий к художественному фильму, имеющий хоть какую-то идею и смысл? Или все же попробовать снять кино в отсутствие ресурсов, но кино откровенно слабое? А зачем тогда его снимать и кому оно будет нужно? Правильно, снимать плохое кино незачем, но снимать нужно. Просто снимать свое кино.

Кесарю, как говорится, кесарево, а Голливуду – голливудово. Т.е. не стоит замахиваться на чрезвычайно ресурсоемкие, сложные и высокобюджетные жанры, в обязательном порядке требующие дорогих спецэффектов, декораций, костюмов и пр., т.е. на фантастику, боевики, фильмы-катастрофы, приключенческие и исторические фильмы. Играть с мировой киноиндустрией на ее поле состязаясь в съемке полнометражных высокобюджетных художественных фильмов абсолютно бесперспективно. Наоборот, почему бы не взяться за киножанры, где можно обойтись без перечисленной выше шелухи:

  • психологическую драму,
  • комедию,
  • мелодраму,
  • лирическую киноновеллу,
  • философский фильм,
  • детектив,
  • триллер?

Безусловно, с определенными ограничениями, но такие задачи выглядят реализуемыми, причем здесь уже конечный результат будет зависеть в первую очередь от способностей, желания и творческой неугомонности тех, кто будет реализовывать этот проект.

Конечно, сделать что-то, не затратив ни копейки, невозможно. Но вполне реально для начала ориентироваться на очень скромный по любым меркам бюджет от нескольких тысяч долларов. Конечно, такой бюджет предполагает, что большинство участников будут работать на энтузиазме, но даже в этом случае без минимальных затрат не обойдется. Поэтому начните с простой короткометражки.

Подберите интересный сценарий с минимальным количеством основных действующих лиц, где упор делается на диалоги, «немые сцены», общую выразительность, а не многочисленные мелкие детали. Не пишите сценарий сами, а возьмите у того, кто в этом компетентен. Подумайте, за счет чего можно максимально упростить проект, не выхолостив суть. Минимализм, по крайней мере, внешний – отличительная черта многих даже высокобюджетных фильмов этих жанров, и вы тоже вполне способны превратить его в большой плюс, хотя это и непросто.

Перенесите, если нужно, время и место действия фильма в современную локацию в непосредственной близости от места вашего проживания. Подберите полупрофессиональных актеров, действительно заинтересованных предлагаемой ролью. Не нужно при бюджете проекта 10000$ приглашать на неделю актера, даже с именем, за 6000$. Проект будет дисгармоничен, и ваш маститый «паровоз» не только не вытянет его на приемлемый уровень, но и будет смотреться в кадре особняком, а уровень игры других актеров будет вызывать недоумение. Гораздо лучше, если вы «размажете» бюджет тонким, но ровным слоем, чтобы в проекте не было откровенно провальных моментов.

Простое правило – с увлеченным начинающим актером легче и комфортнее работать, а потому результат не будет намного хуже, чем с вечно занятым большими проектами и зачастую наделенным непростым характером актером-профессионалом. Придет время (и деньги) – и вы с профи тоже поработаете, а пока постарайтесь сохранять гармонию между вашими желаниями и возможностями, трезво оценивая последние.

Второе правило – либо человек на съемочной площадке, любой, не только актер, должен быть готов увлеченно работать на энтузиазме, либо человеку нужно что-то платить. Попытки за бесплатно выжать что-то путное из слабо заинтересованных, не «горящих» этим проектом людей абсолютно бесперспективны. Так можно провалить всё дело.

Третье правило – каким бы скромным ни был ваш бюджет, всегда есть вещи, которые проще и разумнее купить, чем делать самим. Например, это может быть сценарий или музыка для саундтрека фильма. Всегда оформляйте такие покупки документально, чтобы впоследствии избежать проблем с авторскими правами. Не заимствуйте ничего нелегально, иначе в случае удачи и потенциального коммерческого успеха вас ждет масса проблем! Представьте, если такие вопросы возникнут по сценарию?..

Как бы ни казалось со стороны, организация и координация проекта по съемке игрового фильма даже всего лишь с несколькими участниками - отнюдь не простая задача. При формировании команды очень важно выяснить у каждого кандидата не только его возможности, но и его желания, амбиции, чего он хочет и ожидает от этого проекта. Это позволит четко и эффективно определить область компетенции каждого и распределить обязанности, а также мотивировать участников.

Всем участникам проекта, пускай они и работают абсолютно бесплатно, важно помнить о том, что коллективное творчество даже в этом случае предполагает некоторые минимальные взаимные обязательства. Например, не покидать проект до его окончания, находить необходимое время для участия в проекте, не требовать изменения условий в процессе работы, принимать и уважать других участников, в том числе новых, и, конечно, подчиняться требованиям продюсера и режиссера. С теми, кого вы хорошо знаете и кто был проверен в деле, можно решить этот вопрос на уровне джентльменских договоренностей. С другими не лишним будет заключить простенькие договоры без каких-либо взаимных финансовых обязательств, которые, тем не менее, окажут свой дисциплинирующий эффект. Замороженный или неоконченный проект – худшее, что с вами может случиться, и этого нельзя допустить. Если такое произойдет, это может стать для многих участников серьезным разочарованием. Они безвозмездно предоставили вам свои время и труд, вы же просто обязаны выполнить свои обещания и довести дело до какого-то приемлемого результата, т.е. готового фильма.

Не забывайте про авторские права. Эти моменты нужно также прописать в договорах участников, чтобы в случае создания действительно удачного продукта вы не погрязли в разборках и тяжбах, а могли спокойно заниматься его раскруткой, продвижением и продажей. Кстати, не надо этого стесняться – если вам удастся заработать, это даст в будущем возможность замахнуться на съемку более сложного и затратного фильма, то есть идти вперед. Коммерческий успех вашего фильма также косвенно свидетельствует о том, что вы движетесь в верном направлении, а это важно.

А если вы заранее будете держать следующую мысль в голове и снимать несколько короткометражных фильмов или киноновелл в похожем ключе или объединенные какой-то общей идеей, то вполне возможно, что через некоторое время вы сможете составить из них свою первую полнометражную ленту!

Дерзайте, и успехов вам!

(c) ТО "ДА!Фильм", 2012

Контакты

т. (383) 331 13 03

WhatsApp: +79039311303

e-mail: da-film@mail.ru

Мы в сетях и сервисах

Группа ВКонтакте    Страница на Facebook   Канал на YouTube   Канал на Vimeo